|
||||||||||||||||
|
На былом Глинном хуторе... (ИЗ ИСТОРИИ ПОСЕЛКА КРАСНЫЙ ПИЛЬЩИК) Глинный хутор, Пильня, Пиляр, Пильщик, "Чырвоны Пільшчык", микрорайон города Ельска. Все это названия одного и того же поселения людей в 2-3 километрах от Ельска за последние 130 лет. Ныне в этом поселке ведущее промышленное предприятие региона — мебельная фабрика. Вокруг фабрики — жилой поселок со всей инфраструктурой: торговлей, учреждениями культуры, образования и бытового обслуживания, транспортными связями. А начинался поселок где-то во второй половине прошлого века. Обширные лесные угодья от Каролина до деревни Мелешковичи принадлежали помещикам имения "Мелешковичи", владельцами которого на протяжении столетий были дворяне Аскерки, Сулистровские, Кукуранова, графиня Игнатьева, купец Шеппелер и другие. В 1866 году помещица Кукуранова разрешила поселиться в урочище Глинное леснику Товарницкому Лукашу, у которого было 4 сына: Казимир, Иван, Николай и Александр. После смерти Лукаша оставшиеся жить в лесу и охранять панский лес Иван и Николай построили себе отдельные дома. Поселение приобрело статус хутора по названию урочища "Глинный хутор". В 1905 году братья Иван с Николаем, воспользовавшись Законом Российской империи о праве на собственную землю через тридцать лет проживания на ней, отсудили у помещика по пять десятин земли (одна десятина — 1,0925 гектара. Примечание авторов). На хуторе Глинном в 1914 году по-прежнему стояли две хаты с надворными постройками. Окружающие леса из вековых сосен и дубов представляли немалую ценность и давали возможность развивать здесь переработку древесины. Этим воспользовались купцы Морговский и Лившиц, перевезшие в 1914 году из Мелешкович на Длинную поляну (окрестности хутора) оборудование для лесопильного завода. Здесь же была построена и паровая мельница. Ускорили работы по строительству здесь лесопильного завода начавшиеся вблизи изыскательные и строительные работы по сооружению железной дороги Калинковичи — Коростень, что сулило впоследствии большие возможности для вывоза продукции. Есть сведения и о том, что купцы договорились с руководством строящейся дороги о поставке шпал и столбов для придорожной связи. Лесопильный завод размещался в одном деревянном здании, работало на производстве до 40 человек. Руководил хозяйством управляющий Вайнберг. Для работающих на заводе было построено два дома казарменного типа на 18 квартир. В 1916 году одновременно с окончанием строительства железной дороги была построена и железнодорожная ветка от станции Ельск до поселка завода и далее в глубь лесных массивов, протяженностью 18 километров, для вывоза с лесосек сырья и готовой продукции потребителям. |
|||||||||||||||
|