|
||||||||||||||||
|
В междуречье Словечны и Жалони… (ИЗ ИСТОРИИ ДЕРЕВНИ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ СЛОВЕЧНО) Еще в начале XX века на теперешней территории района такого населенного пункта не существовало. В междуречье Желони и Словечны простирались труднопроходимые болота и леса. С 1912 года начались изыскательные работы на трассе будущей железной дороги Калинковичи-Коростень, которую назвали Подольской, позднее Юго-Западной. Точку для железнодорожной станции назвали Словечна, от имени недалеко протекающей реки. В 1914 году началось строительство железной дороги и станции. Первым жителем Словечны и начальником станции был Шурига Семен Корнеевич, живший год-два в вагоне. К 1916 году были построены казармы для путейцев и кондукторская для сменных бригад поездов. Первопоселенцы Баглык Савелий, Седлик Христофор, Шалько Федор и другие, в большинстве украинцы, были первыми рабочими-путейцами и служащими станции. Они же первыми начали строить около станционных построек свои дома. В 1924 г. новое поселение уже насчитывало 9 хозяйств и 37 жителей. Бурные события гражданской войны не минули Словечны, находившейся на границе белорусских и украинских губерний. Много раз станция переходили из рук в руки. Гайдамаков и петлюровцев сменяли кайзеровские немцы. В течение 1919 — 1920 гг. неоднократно захватывали белополяки, банды Булак-Балаховича и других атаманов. Взорванные железнодорожные мосты на Словечне и Желони быстро восстанавливались временными деревянными и поджигались вновь и вновь. Захватчиками грабились поезда, избивались служащие станции. Старожилы долго помнили бой с белополяками 22 января 1920 г., когда были в очередной раз подожжены мосты и только обстрел с бронепоезда деревень Словечны и Шишки заставил польских легионеров бежать в сторону деревень Кузьмичи и Валавск. В конце июня 1920 г. части Красной Армии в районе Словечны и Новой Рудни подби¬ли бронепоезд противника «Сикорский», который попал в руки красноармейцев. Многие годы после гражданской войны на фасаде железнодорожного вокзала были видны вмятины от взорвавшихся при обстрелах артиллерийских снарядов, а на окраине деревни под соснами — безымянная могила погибших в лихолетьи гражданской войны. Сохранилась в Мозыре могила машиниста бронепоезда Чернецкого П. И., погибшего в тех боях в окрестностях Словечны. В мирные двадцатые и тридцатые годы железнодорожная станция Словечна служила главным образом для погрузки и отправки строительного и крепежного леса, дров для народного хозяйства страны, шахт Донбасса. Здесь, начиная с 1922 г., многие годы работал специальный прорабский участок по лесоразработке и лесовывозке. Через несколько лет был открыт и участок лесосплава по рекам Словечна и Батывля. Быстро росло население Словечны. Уже в 1922 г. была открыта начальная школа, первым учителем в которой был Добровольский Николай Францевич. Появились отделение связи, магазины, изба-читальня. Затем наступили годы необоснованных политических репрессий. За несколько ночей исчезли навсегда 8 человек, простых тружеников, хлеборобов и путейцев-рабочих. Что только не было приписано «ворагам народа»: подготовка диверсий на железной дороге, антисоветская агитация, шпионаж в пользу буржуазной Польши и т. д. Несколько десятков человек, защитников Родины, не вернулись с Великой Отечественной. А среди вернувшихся храбростью и героизмом на фронтах отличился командир разведподразделения младший лейтенант Малюк Антон Петрович. Об этом свидетельствуют два ордена «Красной Звезды», две медали «За отвагу», больше десятка других наград. С высокими боевыми наградами возвратились с войны авиатор, старший лейтенант Щербенко А. А., сержанты Дубодел Г. А., Трошко И. А. и др. |
|||||||||||||||
|