|
||||||||||||||||
|
ВАЛАВСК Этот центр сельсовета является одним из наиболее старых населенных пунктов на территории Ельского района. Об этом косвенно свидетельствует название Татарский брод, относящееся к определенному месту на речке Батывля, которая протекает рядом с деревней. По преданию, в этом месте через речку переправлялась татарская конница, а затем и татарский обоз с телегами. Колеса телег глубоко проваливались в мягкий речной песок и образовали береговой вал, который якобы и обусловил появление названия Валавск. По всей видимости, в предании смутно отражаются события XV — начала XVI веков, когда южные районы современной Беларуси, в том числе и Ельская земля, неоднократно подвергались набегам крымских татар. Складывание подобного предания и сохранение наименования Татарский брод могло произойти только при условии преемственности населения в окрестностях Валавска с XV—XVI веков до настоящего времени. Следовательно, в те далёкие от нас века поселение на месте современной деревни уже существовало и, как можно полагать, называлось Валавском. Думается, оно неоднократно подвергалось разорению, но отстраивалось и возрождалось вновь и вновь. В XIX веке Валавск указывается среди наиболее значительных поселений края в книге "Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск V. Губернии Литовской и Белорусской областей" (С.-Птб., 1886). В то время Валавск считался селом, поскольку в нем существовала православная церковь, сгоревшая, кстати, по рассказам старожилов, в годы Великой Отечественной войны. Место бывшей церкви сейчас носит название Цвинтар (слово цвинтар в белорусских говорах имеет значение "место вокруг церкви, обнесенное оградой, церковное дворище"). В 1886 году в Валавске было 40 дворов и проживало 254 человека. В начале XX века, поданным справочника "Список населенных мест Минской губернии" (Минск, 1909), дворов в Валавске было уже 62, а население состояло из 455 человек. Название Валавск не связано ни со словом вал, ни со словом вол (старожилы иногда рассказывают, что в окрестностях деревни, на лугах и болотистых сенокосах, были благоприятные условия для выпаса волов). Структура названия указывает на происхождение его от наименования вероятного притока Батывли — Валавы. От этой бывшей речушки в окрестностях села должно было остаться русло в виде низины, долины, лога. Значение названия этой исчезнувшей речки определяется как "низинная, болотистая". А вот название Батывли имеет другое исконное значение — "вздувающаяся, растекающаяся" (оба речных названия — древние языковые факты, описываемые в специальной литературе). По-видимому, в прошлом Батывля нередко выходила из берегов, затапливала широкие луговые пространства, особенно во время затяжных дождей и в период весеннего паводка. Родственными названию Валавск являются названия деревни Петриковского района Велавск и населенного пункта Дрогичинского района Валавель. В белорусских говорах (преимущественно на северо-западе республики) известно слово валаваты в значении "сыроватый". Болот вокруг Валавска в недалеком прошлом было немало. Самым значительным из окрестных болот являлось Великое болото. В настоящее время на этом осушенном болоте выращивают зерновые культуры. В Валавском сельсовете есть деревня Валавская Рудня. Она образовалась как выселки из Валавска. Слово рудня означает "место добычи и обработки болотной руды". Этот факт также свидетельствует о мотивированности наших заключений о происхождении названия Валавска. На болотистых пространствах имелись небольшие возвышенные островки, которые использовались преимущественно как сенокосы. Иногда на них устраивались поля. Местные жители упоминают два таких острова — Шарынцев и Лисичий. Название Шарынцев пошло от фамилии хозяина сенокоса Шарынцева. А на Лисичьем острове имелись лисьи норы. Валавск окружен лесами, в которых растут дубы, сосны, березы, рябины. Место, где растут дубы, называется привычно — Дубровой, а вот для обозначения мест, заросших рябиной, используется наименование Красное (красное — от ягод рябины). Кстати, одна из соседних с Валавском деревень называется Дубровкой, потому что окружена дубами. Местные названия, как видим, могут рассказать о многом. Они — настоящие памятники истории края, образцы народного ' видения действительности. Источник: Рогалев, А. Валавск / А. Рогалев // Народны голас. – 2000. – 15 ліпеня. |
|||||||||||||||
|