|
||||||||||||||||
|
Свои сильные позиции униатские сторонники удерживали до 1773 года, т.е. до второго раздела Речи Посполитой. Вероятно, под нажимом России с 1773 года униатские владения отошли к польской короне и затем к новым владельцам: Бискупу Виленскому Игнатию Массальскому, стольнику Виленскому Станиславу Антонову Потоцкому, стольнику Иосифу Доминикина Любочевскому, Мартину Казимирова Калинскому и другим католическим помещикам. К тому времени в местечке Скородное уже давно имелась православная церковь Святого Димитрия, которая к тому времени тоже стала униатской. Упоминания Ельска (или Каролина) в архивных документах на конец 16 и начало 17 веков а архивных документах не обнаружено. Имелись населенные места: Скородно, Медведно, Валавск, Кузьмичи, Богутичи, Кочицы (Котчицы), Ремезы, Шарин; Вишенки и вполне вероятно Высокое т.к. на 1773 год это имение также стало принадлежало четырем католическим владельцам. Дорога из Мозыря на Овруч проходила через Мелешковичи – Шарин – Кочищи – Кузьмичи – Скородное, а впоследствии и через Михалки – Богутичи. Была дорога из Овруча через Скородное – Кочищи – Ремезы – Махновичи – Скрыгалово и далее в северные территории. В 1773 году стал продавать свои имения и маршал Мозырского уезда Кузьма Антонов Оскерко, который владел землями от Мозыря, включая земли в окрестностях Ельска. Как свидетельствуют архивные документы, Слободская Михайловская церковь построена в 1775 году помещиком Оскерко. С 1887 года она стала называться Скрыгалово – Слободская. В 1880 году по плану Минского Губернского Церковного строительного присутствия перестроена на средства прихожан… и стала называться «Успенская церковь села Слобода». (МНИА, ф. 849, оп. 1) Ельская Троицкая церковь так же была униатской церковью. И по этой церкви мною в Национальном историческом архиве обнаружены очень ценные записи (1907-1913) священника Ельской Троицкой церкви Андрея Максимовича Перепечина, который был одним из старейших и уважаемых священников Минской Духовной Консистории. В Ельской Троицкой церкви он служил с 1866 года. Вот что свидетельствуют эти записи дословно: «Вся земля при церкви – даренная помещиками Казимиром и Каролиной Стоцкою Оскеркам в 18 столетии. Фундушные церковные земли отторгнуты в настоящем столетии помещиком Горватом, а в каком году неизвестно (от автора: надо полагать – подаренная земля) и в настоящее время эти земли церковно-фундушные участки земли находятся в обрубном владении крестьян. |
|||||||||||||||
|