|
||||||||||||||||
|
С XVII века, а может и ранее, в Кочищах был построен католический костел, основной целью которого являлось приобщение местного крестьянства к католицизму, отрыв их от православной веры. Но видно не поддались полесские мужики на убеждения ксендзов. Ряды католиков существенно не пополнялись, и в 1863 году костел был преобразован в православную церковь. По воспоминаниям старожилов деревни, в начале XX века дом и хозяйственные постройки панского имения размещались в более высокой части Кочищ, где сейчас находится мехдвор колхоза. Неподалеку был и большой фруктовый сад. Рядом с панским домом был пруд с приточной водой, через ручей перекинуты ажурные мостики. А как жили крестьяне в тесных, крытых чаще всего камышом или соломой хатах, с вечной нуждой и забитостью, описано многократно как в художественной литературе, так и в различных архивных документах. По всей России было одинаковое положение крестьянства. А вот несколько фактов, присущих только Кочищам. Далеко, не все помещики здесь считались с большийством населения, а также уважали крестьян и их труд. На Полесье почти все крупные землевладельцы были польского происхождения, католиками, белорусское крестьянство было для них рабочей силой, быдлом, полностью бесправной. Крестьян помещик мог продать, обменять на животных и т. д. По рассказам старожилов, передающимся из поколения в поколение, где-то в первой половине прошлого века кочищанский помещик Песецкий, имевший родственников на Гродненщине, выменял там на племенного охотничьего собаку двух мастеровых человек по фамилии "Копач", привез их в Кочищи. И не от них ли пошел в Кочищах, да и на Полесье, немногочисленный род Копачей. А там, на первородине, есть деревни "Копачи", где половина и более населения с такой же фамилией. Или другой пример бесправия кочищанских крестьян, нашедший отражение в исторических документах. Одному из кочищанских помещиков захотелось покрепче привязать крестьян к земле, к своей деревне. Он приказал старосте на субботу, после великого поста, подобрать и привести в церковь десять или больше холостых крестьянских парней и столько же девушек, а священнику — тут же обвенчать их за один вечер. И все это без согласия молодых, их родителей. Цель самодуром-помещиком достигнута: семейный крестьянин, да еще осененныйкрестом и венцом, не будет стремиться уехать с этой деревни... Документы второй половины прошлого века свидетельствуют о том, что и в этом лесном, болотистом крае жизнь не стояла на месте. В 1870 году в Кочищах проживало 117 человек. Через 16 лет, в 1886 году, согласно справочного издания "Волости и важнейшие селения Европейской России", о Кочищах сказано: "Кочищи — дворов 56, жителей 336, церковь православная". Все больше в деревню проникали капиталистические отношения. Бурно развивались лесные промыслы, велся вывоз и продажа леса, выжиг древесного угля и выгонка с бересты дегтя. С начала XX века в имении помещика Бродовича работала паровая мельница, сгоревшая в годы гражданской войны. На речке Чертень, возле хуторов Старый и Новый Чертень с прошлого века работали водяные мельницы. Было и несколько ветряных мельниц, шерстечесалка и крупорушка. |
|||||||||||||||
|