Яндекс.Метрика

 

Главная
Читателю
Детская страничка
Наш край
Поэтическая страница
Новости
Ельский фартушок
ИКТ центр
ПЦПИ
Ельщина песенная
Обряды и традиции

<1> <2> <3> <4> <5>

С XVII века, а может и ранее, в Кочищах был построен католический костел, основной целью которого являлось приобщение местного крестьянства к католицизму, отрыв их от православной веры. Но видно не поддались полесские мужики на убеждения ксендзов. Ряды католиков существенно не пополнялись, и в 1863 году костел был преобразован в православную церковь.

По воспоминаниям старожилов деревни, в начале XX века дом и хозяйственные постройки панского имения размещались в более высокой части Кочищ, где сейчас находится мехдвор колхоза. Неподалеку был и большой фруктовый сад. Рядом с панским домом был пруд с приточной водой, через ручей перекинуты ажурные мостики.

А как жили крестьяне в тесных, крытых чаще всего камышом или соломой хатах, с вечной нуждой и забитостью, описано многократно как в художественной литературе, так и в различных архивных документах. По всей России было одинаковое положение крестьянства. А вот несколько фактов, присущих только Кочищам.

Далеко, не все помещики здесь считались с большийством населения, а также уважали крестьян и их труд. На Полесье почти все крупные землевладельцы были польского происхождения, католиками, белорусское крестьянство было для них рабочей силой, быдлом, полностью бесправной. Крестьян помещик мог продать, обменять на животных и т. д. По рассказам старожилов, передающимся из поколения в поколение, где-то в первой половине прошлого века кочищанский помещик Песецкий, имевший родственников на Гродненщине, выменял там на племенного охотничьего собаку двух мастеровых человек по фамилии "Копач", привез их в Кочищи. И не от них ли пошел в Кочищах, да и на Полесье, немногочисленный род Копачей. А там, на первородине, есть деревни "Копачи", где половина и более населения с такой же фамилией.

Или другой пример бесправия кочищанских крестьян, нашедший отражение в исторических документах. Одному из кочищанских помещиков захотелось покрепче привязать крестьян к земле, к своей деревне. Он приказал старосте на субботу, после великого поста, подобрать и привести в церковь десять или больше холостых крестьянских парней и столько же девушек, а священнику — тут же обвенчать их за один вечер. И все это без согласия молодых, их родителей. Цель самодуром-помещиком достигнута: семейный крестьянин, да еще осененныйкрестом и венцом, не будет стремиться уехать с этой деревни...

Документы второй половины прошлого века свидетельствуют о том, что и в этом лесном, болотистом крае жизнь не стояла на месте. В 1870 году в Кочищах проживало 117 человек. Через 16 лет, в 1886 году, согласно справочного издания "Волости и важнейшие селения Европейской России", о Кочищах сказано: "Кочищи — дворов 56, жителей 336, церковь православная".

Все больше в деревню проникали капиталистические отношения. Бурно развивались лесные промыслы, велся вывоз и продажа леса, выжиг древесного угля и выгонка с бересты дегтя. С начала XX века в имении помещика Бродовича работала паровая мельница, сгоревшая в годы гражданской войны. На речке Чертень, возле хуторов Старый и Новый Чертень с прошлого века работали водяные мельницы. Было и несколько ветряных мельниц, шерстечесалка и крупорушка.

<1> <2> <3> <4> <5><выбор н/п>

 

Районная детская библиотека

Валавская сельская библиотека

Движковская сельская библиотека

Добрынская сельская библиотека

Дубровская сельская библиотека

Засинцевская сельская библиотека

Заширская сельская библиотека

Кочищанская сельская библиотека

Млынокская сельская библиотека

Подгальская сельская библиотека

Ремезовская сельская библиотека

Роза-Люксембургская сельская библиотека

Скороднянская сельская библиотека

Старовысоковская сельская библиотека